«… Камский комплекс заводов представляет собой одну из наиболее совершенных форм организации производства и отличается самой современной технологией и высокой технической культурой. Естественно, что и его продукция в качественном отношении будет шагом вперед в нашем автомобилестроении. В машинах КамАЗ, разработанных коллективом конструкторов автозавода имени И.А. Лихачева, учтены опыт отечественной и зарубежной науки, новейшие достижения мирового автомобилестроения, сегодняшние требования к безопасности и удобству управления…»
Журнал «За рулём», март 1976 года, «Глава семейства КамАЗ»
За бравурными строками журнала «За рулём», приуроченными к XXV Съезду КПСС, теряется история создания массового, дизельного, более или менее современного грузового автомобиля для народного хозяйства СССР. Лишь отрывки воспоминаний участников и руководителей тех событий, записанные в 1990-е и в начале 2000-х могут немного приоткрыть завесу советской пропаганды над проблемами и решениями, над реальной историей КамАЗа.
«… В чём оказалась беда КамАЗа — за основу взяли скороспело сляпанный ярославский двигатель Чернышова — высокооборотный, недостаточной надежности… Опыт Европы по существу был игнорирован. Хотя мы пытались купить двигатель для КамАЗа на Западе — нам же не продали …» — сказал в интервью 2002 года Виктор Николаевич Поляков — Министр автомобильной промышленности СССР в 1975-86 годах. За его плечами было строительство и запуск Волжского автомобильного завода, да и в целом фигура этого незаурядного и радеющего за дело человека была очень важна для всей новейшей истории автомобилизации страны. Интересный нюанс? Хотелось бы подробностей? Но их нет — лишь официальные парадные строки на мелованной бумаге и в хорошем переплёте.
История с поиском зарубежного дизеля не закончилась в середине 1970-х на том «скороспело сляпанном» ярославском дизеле — Советский Союз всё-таки сумел договориться с Западной Германией и заполучил семейство двигателей Deutz воздушного охлаждения — V-образную восьмёрку объёмом 11.3 литра должны были освоить в Кустанае, а шести- и четырёхцилиндровые агрегаты — на ГАЗе. Проект, несмотря на закупленное оборудование и даже худо-бедно начатое производство на обеих площадках, — сгинул в небытие вместе с дизелями воздушного охлаждения в 1990-х, хотя УралАЗ успел собрать небольшое количество грузовиков серии 4322, да и ГАЗ-3309 начинал свою конвейерную жизнь с лицензионным дизелем воздушного охлаждения.
Не менее тёмная история связана с масштабными моделями классических КамАЗов советского периода, разработанных и изготовленных костромскими китайцами. Первым, в августе 2017 года свет увидел КамАЗ-5320 в коробочке SSM — именно в коробочке, а не в боксе, да и уровень проработки той модели был далёк от высокой его цены — отлитые заодно с кузовом дверные ручки и светотехника не тянули даже на «Автоисторию», не говоря уж о дорогущих изделиях SSM. Спустившиеся с небес на землю форумов представители производителя незамедлительно объяснили засомневавшимся было собирателям, что это просто модель давно разрабатывалась и потому такая простенькая. А вовсе не потому, что её готовили сразу к выходу в «Автоистории» и в журнальной серии «Автолегенды СССР — Грузовики».
Сняв сливки с новой формы за счёт нетерпеливых коллекционеров, костромские товарищи в феврале 2018 года, выждав всего полгода, выпустили ту же самую модель в дилерском варианте. Официальная модель под крышей ПАО «КамАЗ» стоила в два раза дороже более детализированных моделей грузовиков МАЗ с такой же меткой — «Автоистория», но основная проблема её была не в этом: как ни спешили костромские китайцы, а ДеАгостини подрубило продажи этой новинки за 2 500,- рублей анонсом 24 выпуска журнальной серии «Автолегенды СССР — Грузовики». Им должен был стать точно такой же КамАЗ-5320.
И помимо всего прочего, следуя давно заведённой костромской традиции, раз от раза, от более дорогой модели к более дешёвой, повышалась естественность окраски масштабных копий: атипичная красная кабина с белой облицовкой от SSM сменилась полностью серой для дилерской модели, а для журнальной серии пообещали классическую серо-голубую кабину с белой облицовкой — какая и положена грузовику КамАЗ-5320 ранних лет выпуска.
Серый «дилерский» КамАЗ-5320 сам по себе — модель вполне приличная: и кузов такой вполне мог быть, хотя цвет его конечно ярковат, и кабина цвета «белая ночь» с облицовкой, которую не выделяли белым цветом, вполне реальна — но такой грузовик мог покинуть ворота завода где-то в начале 1990—х годов — для собирателей, жёстко себя ограничивших периодом «до 1991 года», эта модель не очень подходящая.
Проработка снизу — практически идентична изделию SSM, серебрянки для окраски двигателя и выпускной системы не пожалели.
Под откидывающейся кабиной — хорошо знакомый V-образный восьмицилиндровый дизель КамАЗ-740 в масштабе 1:43.
Дилерская модель, помеченная ещё и как «Автоистория», лишилась катафотов на бортах кузова, подкрашенных серебрянкой клиньев на колёсах и травлёных дворников. Зато получила противотуманки, а сиденья в кабине по-прежнему имитируют цвет советского дермантина.
Костромские китайцы, выпуская дорогие модели SSM, без зазрения совести лишают их номерных знаков и трафаретных надписей на кабинах и кузовах — и так раскупят. Но в случае с КамАЗ-5320, где разница между моделями невелика, эти нюансы могли бы сыграть в пользу более дорогого изделия — но не случилось.
Колёса и резина на костромских изделиях — вполне приличные, а пластиковые дворники выглядят чуть ли не лучше, чем фототравление. Но дверные ручки, отлитые заодно с дверями — режут глаз своей простотой.
В целом — неплохое и ожидаемое изделие, которое имело бы шансы быть очень востребованным. Если б не желание усидеть на трёх стульях сразу и анонс журнальной модели. Ну и отсутствие тента конечно.
Модель автомобиля: 1991 КамАЗ-5320
Наименование модели: КамАЗ-5320 бело-голубой
Производитель: Start Scale Models | Автоистория
Дата выпуска: 7 февраля 2018 года
Каталожный номер: нет (101975.к)
Серия: Дилерская модель
Тираж: нет данных
Краткое мнение: всё бы хорошо, будь оно просто «Автоистория» с тентом
Субъективная оценка: 8/10
Цена: 2 500 руб.
Спасибо!
АЛГшный в коллекцию надо.
Но мне 54212й более интересен, сейчас как раз выпустили в продажу, давно руки чесались его перепилить из эликоновского, но это как раз тот случай когда терпение во благо.
НравитсяНравится
Выпустили. Но цвет снова выборами всей курилкой.
НравитсяНравится
Спасибо за обзор. Отмазка по поводу упрощенности выглядит странно. СуперМАЗы еще раньше вышли, но кабины с нормальными ручками! Платформа у всех 5320 кривая получилась.
Сейчас в продаже появляется тягач 54112 от ПАО (хаки). Любопытно, что у него, как и у SSM со спальной кабиной, имеется поворотный мост, хотя авторитетные товарищи неоднократно заявляли, что эта особенность будет только у SSM.
НравитсяНравится
Это не отмазка, это обычный обман — знаете, как на базаре: «ой, девушка, берите кофточку, вам так идёт, прямо как на вас сшито». Авторитетным товарищам из Костромы верить нельзя.
НравитсяНравится
Этот товарищ позиционирует себя независимым, но кто ж его знает.
НравитсяНравится
Это кто?
НравитсяНравится
Николай, ник на форуме «_H_P_»
НравитсяНравится
Так, выходит, предсказание то всё равно не сбылось.
НравитсяНравится
Да, не сбылось. Никому нельзя верить!
НравитсяНравится
Можно. Питерские отвечают.
НравитсяНравится
Это хорошо. С ними можно напрямую пообщаться, а с Костромой в этом плане проблема.
НравитсяНравится
В этом и проблема. Когда они додавят рынок, будет совсем тоскливо.
НравитсяНравится
Испортили хорошую модель этими противотуманками, лучше бы их не было совсем. За 2500 могли бы и «стеклянную» оптику воткнуть как на SSM.
Теперь не по теме. Зашёл вчера на деагошоп в раздел «Автолегенды СССР» а там размещено ваше видео про 200 выпусков за 6 минут, причём размещено оно на рутубе безымянным пользователем. Спросили ли они разрешения у автора на размещение ролика у себя на сайте?
НравитсяНравится
Нет конечно, никто ничего не спрашивал. Спиздили, перекалили на ноунейм аккаунт и повесили, скорее всего.
НравитсяНравится
Вот ведь жульё. Кстати, КБ размещал у себя на сайте ваш пост про Икарус 250, но те хоть ссылку дали на ЖЖ, откуда всё перетащили.
НравитсяНравится
И про этих не знал. Но с ДеАгостини история занятная, попробую их вздрючить.
НравитсяНравится
Рассказывайте если что, чем эта история закончится.
НравитсяНравится
Конечно.
НравитсяНравится
Первый комментарий под видео: https://youtu.be/pEoYS2kpddg
НравитсяНравится
Оперативно. А что касается работы нашего офиса Деа — типичное раздолбайство и пофигизм. Даже после пинка под зад не хотят толком шевелиться. Это уже ни в какие ворота…
НравитсяНравится
А ролик с деагошопа уже убрали)
НравитсяНравится
А уже не имеет значения — есть скриншоты, видеозахват экрана и исходный код страницы по состоянию на вчера.
НравитсяНравится
Скриншот страницы я тоже сделал, так сказать на память. Теперь в качестве компенсации пусть шлют модели для обзоров за свой счёт.
НравитсяНравится
Они тщательно делают вид, что не знают кто автор и что вообще происходит. Вчера зачем-то разместили у себя во вконтактике это же видео, но оперативно удалили. Чудные.
НравитсяНравится
Конечно оперативно, я же досудебную претензию отправил в головной офис ДеАгостини.
НравитсяНравится
Любопытно, как разрешится ситуация.
НравитсяНравится
Судя по телодвижениям русского офиса — хотят разрешить ничем.
НравитсяНравится