Цинковая чума — основные тезисы

DSC_4023181223

Цинковая чума — устоявшийся термин, процесс известен и изучается с 1920-х годов, суть процесса — межкристаллитная коррозия, причина — в нарушении технологии и превышении содержания примесей, это как правило олово и свинец в случае масштабных моделей, реже — кадмий. Процесс электрохимический, поэтому при низких температурах замедляется, при высоких — ускоряется. Никакая краска и условия хранения избежать разрушения сплава не помогут. Использование современных полимерных покрытий в качестве ингибитора коррозии себя не оправдало.

DSC_4004181223

Причины, химия и физика процесса были понятны ещё в 1920-х, результатом и стало появление семейства сплавов ZAMAK в 1929 году, которые в разных вариациях используются и по сей день для литья масштабных моделей.

Цинковые сплавы семейства ZAMAK (Zamac) отличаются различным содержанием легирующих элементов и примесей, и состоят из следующих элементов: цинк, алюминий, магний, медь, олово, свинец, кадмий, железо и в некоторых случаях никель.

DSC_4007181223

Китайские масштабные модели для журнальных серий изготовлены из цинкового сплава с повышенным содержанием меди и с добавлением сурьмы и никеля, что приводит к излишней хрупкости сплава. Это не ZAMAK. К тому же сплав неоднороден и возможно не подвергался искусственному старению в процессе производства. Массовой цинковой чумы на журнальных моделях нет, но  разрушение их вполне возможно при незначительных нагрузках.

DSC_4006181223

Советские масштабные модели в разные периоды времени и в разных партиях отливались из самых различных сплавов с различными примесями, включая титан и иридий, часто — со значительным превышением доли олова, свинца и кадмия. Разрушение саратовских моделей возможно вне зависимости от года выпуска, известны случаи чумы на моделях середины 1970-х годов, масштабные модели 1990-х чумеют практически поголовно.

DSC_4011181223

Список литературы:

Apelian, D., Paliwal, M., Herrschaft, D.C., 1981, Casting with Zinc Alloys, Journal of
Metals, Vol. 33, November 1981, pp.12-20.

Baker, H., et al. (Editors), 1992, ASM Handbook Volume 3, Alloy Phase Diagrams,
ASM International, Materials Park, Ohio, USA, pp. 2·42, 2·49, 2·52, 2·56, 2·131, 2·337,
2·372.

Bierbaum, C.H., 1923, Discussion in: Transactions of the American Institute of Mining
and Metallurgical Engineers, Vol. 68, p. 828.

Brauer, H.E., Pierce, W.M., 1923, The Effect of Impurities on the Oxidation and
Swelling of Zinc Aluminum Alloys, Transactions of the American Institute of Mining
and Metallurgical Engineers, Vol. 68, pp.796-826.

Corbett, R.A., Saldanha, B.J., 1987, Evaluation of intergranular corrosion, Metals
Handbook Ninth Edition, Volume 13, Corrosion, American Society for Metals, Metals
Park, Ohio, USA, pp. 239-241.

Evans, U.R., 1923, The Electrochemical Character of Corrosion, Journal of the Institute
of Metals, Vol. 30, pp. 239-282.

Evans, U.R., 1925, Surface Abrasion as a Potential Cause of Localized Corrosion,
Journal of the Institute of Metals, Vol. 33, pp. 27-43.

Goodway, M., 1985, Disintegration of Zinc Die-Castings, Journal of the Historical
Metallurgy Society, Vol. 19, No. 1, pp. 37-38.

Gross, D.K., 2003, Zinc Die Castings – The Importance of Alloy Chemistry, Die
Casting Engineer, Vol. 47, No. 2, pp. 30-31.

Mongeon, L., Barnhurst, R.J., 1985, Zinc and Zinc Alloys, Metals Handbook Ninth
Edition, Volume 9, Metallography and Microstructures, American Society for Metals,
Metals Park, Ohio, USA, pp. 488-496.

Wood, R., 2000, To Protect and Preserve, Materials World, Vol. 8, No. 6, pp. 30-32.

Старое видео про цинковую чуму:

 

Краш-тест журнальной модели из серии «Автолегенды СССР»:

Чума на номерных моделях — Москвич-433 А5 1976 года выпуска:

Чума на саратовских моделях 1990-х — ВАЗ-2107 «Жигули» 1993 года:

Чума на саратовских моделях 1990-х — Москвич-2141 1993 года выпуска:

 

 

Цинковая чума — основные тезисы: 12 комментариев

  1. Спасибо за статью, очень познавательно. Количество перелопаченного вами материала впечатляет, да ещё и требующего знания технического иностранного языка. Жаль машинки, ведь когда — то за ними гонялись, переплачивали деньги, радовались приобретению, мечтали в конце концов. А теперь всё это рассыпается в труху, остаются лишь воспоминания и иногда фотографии. Печально.

    Нравится

    1. Поздний номерной Саратов — примерно с 1978 по 1987 годы практически не подвержен этой заразе. Да и журнальные модели практически не чумеют, хотя есть проблемы с китайской версией сплава, она слишком хрупкая, и возможно со временем становится ещё менее пластичной.

      Нравится

      1. После того как прочёл ваш пост, полез проверять свои саратовские модели, выпущенные, так сказать, в поздний период новодела. Пока что живые и признаков чумы не обнаружил. Металлические УАЗы от СарАвто , которые до сих пор выпускаются, пока тоже без признаков. Москвича 433 на видео жалко очень.

        Нравится

  2. Хм… На моих Саратовцах все в труху не рассыпается, тьфу*3, славатеяйца)))) Я, конечно, не вытаскиваю их с замиранием сердца каждый месяц перепроверить, но, в общем, когда руки доходят, кроме потертостей на краске в некоторых местах (что делать), другого криминала не вижу. Пока. Модели эти есть самых разных времен. Был 1 (адын) раз случай. Зачумела черная 3102 — по-моему, как раз 90-х годов. «И что характерно…»(с) Такая же 3102, но в раллийной раскраске, купленная примерно в то же время, и по сей день чувствует себя вполне бодро))) Чего и остальным моделям (и особенно их хозяевам) желаю)))

    Нравится

    1. У меня есть Москвич 1976 года с признаками чумы, все остальные — это уже 1990-е, когда в Саратове решили, что можно положить болт на отлаженную технологию. Такой бизнес по-русски.

      Нравится

  3. Давно не проверял. Не дай Бог!
    Есть у меня Чайка ГАЗ-14, произведенная на ГАЗе. Несколько лет назад, заметил выпирающее дно. Один мой друг предположил с увереннстью, чуть больше 100%, что это чума. Надо бы достать, посмотреть. Может он и прав.
    Вы про эту модель ничего плохо не слышали?

    Нравится

  4. Уже почти 100 лет прошло, а проблема еще актуальна. Все это от экономии на материале? Или из-за того, что процесс литья из этого сплава сложно поддается контролю?

    Нравится

    1. Актуальной эту проблему сделали китайцы: без должного контроля и соблюдения технологии чумеет даже китайский Schuco. Но при использовании нормального сплава и без попыток изобрести китайский велосипед — проблемы нет, старые Dinky и Corgi тому свидетели.

      Нравится

  5. Всё-таки слишком высокие требования мы предъявляем к цинковым сплавам. Вряд ли те, кто придумал использовать цинк из-за его литейных свойств для производства сувениров, мог предположить, что эти сувениры в виде масштабных моделек станут предметами коллекционирования, а коллекционеры-собиратели будут ожидать от этих предметов «вечной жизни» хотя бы в пределах 1-2 человеческих поколений. Специально сейчас проверил в учебнике МВТУ 30-летней давности по материаловедению, — там цинковые сплавы даже не упоминаются. То есть их не рассматривают в качестве конструкционных материалов. Из полезных свойств цинка в технике — анодная защита от коррозии.
    PS: за список литературы — отдельная благодарность!
    С Наступающим 2019-м !!

    Нравится

Оставьте комментарий