Sony EF90 — кассета из 1980-х

Прошло всего лет пятнадцать, как гранды вроде Sony и Maxell свернули производство компакт-кассет, а из домашнего обихода массово исчезли магнитофоны и кассетные деки, и вот уже кассеты стали предметом страсти коллекционеров. И ладно б только на просторах бывшего СССР — у нас ведь любая импортная вещь, недоступная в 1970-х или 1980-х ввиду повального и всеобщего дефицита, становится фетишем. Так ведь нет: собиратели массового когда-то ширпотреба появились по всему миру, и в США, и во Франции, и в Японии можно найти продавцов, специализирующихся именно на кассетах, а цены на наиболее редкие экземпляры доходят до сумм в несколько сот долларов.


Кассета Sony Super EF90 образца 1988 года

И кассетные деки, что ещё недавно продавали за три копейки — лишь бы избавиться — тоже дорожают на глазах, а стоимость аппаратов с вершины Hi-Fi второй половины XX века уже исчисляется тысячами долларов. Да и за магнитолы Sharp или National из 1980-х просят немалые деньги. В общем — если не ренессанс кассет мы нынче наблюдаем, то как минимум возрождение интереса к этому носителю, столь популярному с 1960-х до 1990-х. Конечно, замешана тут и ностальгия — ведь несколько поколений меломанов и аудиофилов начинали свой путь, записывая пластинку на кассету, а то и с кассеты на кассету переписывая. Но сами эти кассеты, отличаясь яркой и замысловатой упаковкой, конструкцией, длительностью и множеством нюансов — занятный предмет приложения услилий коллекционеров. До марок или масштабных копий автомобилей им, конечно, пока далеко — но и сами они появились лишь в 1963 году.

Кассета Sony EF знакома каждому пионеру и пенсионеру — ведь это одна из «тех самых» кассет, что были доступны простому советскому гражданину за 9 рублей. «Доступны», правда, это немного не то слово — вплоть до начала 1980-х импортные кассеты достать было неимоверно сложно: их или привозили из загранкомандировок, или покупали в магазинах «Берёзка» за чеки, или брали у спекулянтов рублей за 25. Но примерно в 1982 году в относительно свободной продаже внезапно появились кассеты — то ли к Олимпиаде собирались, да не успели, то ли наконец-то Госплан внёс заветную строчку в план закупок за рубежом — сейчас уже не установить, но кассеты внезапно стали относительно доступны. Да — в очередях, да — дорого (9 рублей за 90 минут или 8 руб. за 60 мин., если не повезло), но — Sony CHF, Basf LH Extra I прочие TDK с Maxell появились и у простых советских граждан. Году в 1985-м на прилавках появилась и Sony EF90 — красивая прозрачная кассета из дымчатой пластмассы в бледно-зелёно-синей упаковке.

В тот же год с высоких трибун заговорили о Перестройке и через год кассетное изобилие прекратилось — и снова: либо «Берёзка», либо спекулянты, либо какие-нибудь неожиданные распределения дефицита на предприятиях. Мне, например, досталось полблока Sony EF90, выделенных ВОС своим инвалидам (аудио-книги были и в те времена), а ещё блок раритетных ныне JVC Dynarec F1 перепал из ведомственного стола заказов.

Как любой дефицитный товар повышенного спроса, кассеты ценились не столько по деньгам, сколько по их наличию — кассеты берегли и относились к ним аккуратно и внимательно, зная все нюансы оформления и внешнего вида. При этом Sony непросвящённым советским меломанам подкидывала задачку, обновляя каждые год-два и оформление, и конструкцию своих кассет — на фоне неизменного десятилетиями внешнего вида советских изделий это порождало бурные споры: настоящая ли конкретная кассета или поддельная.

К концу 1980-х с расцветом кооперативов и рынков, кассеты стали снова более-менее доступны — как вот эта Sony Super EF90 образца 1988 года, но по госцене в 9 рублей их всё-таки приходилось вылавливать в магазинах — у спекулянтов было дороже.


Sony SuperEF90 на лицевой стороне и Sony C-90EFS на обороте

Интересно, что появившаяся в 1985 году Sony EF — это кассета Sony для рынков третих стран, бюджетный вариант: в Европе и Америке модельный ряд начинался с модели Sony HF. Чуть позднее, особенно после указа Ельцина «О свободе торговли» в 1992 году, Sony HF появится и на нашем рынке, но большинство покупателей всё равно будут предпочитать Sony EF — модель HF и стоила дороже, и сама кассета была оформлена попроще: если Sony EF унаследовала дымчатый рифлёный корпус от Sony CHF начала 1980-х, то Sony HF была уже просто прозрачной «стекляшкой» — выглядела в сравнении с EF довльно невзрачно. Да и подделок под Sony HF было довольно много, что покупателя отталкивало (Sony EF тоже подделывали, но там подделку отличить было проще — на вид и на ощупь эти кассеты знал каждый меломан Советского Союза).

Рынок кассет измерялся ежегодно в миллиардах этих носителей — и Sony EF тоже изготовили великое множество, поэтому особого коллекционного интереса она пока не представляет и купить её можно рублей за 200-250 даже спустя четверть века в запечатанном виде.

Ценность этих массовых кассет — пока исключительно ностальгическая, хотя некоторые другие изделия — вроде ставшего легендарным «горчичника» JVC Dynarec F1 — стоят и по десять-двадцать тысяч.

Надо отметить, что вторая половина 1980-х — несомненный расцвет в жизни компакт-кассеты: технологический, качественный, эстетический. Симпатичное ведь изделие:

Зелёный ракорд — отличительная черта кассет Sony:

Такой вот эпизод нашей истории.

Остальное на тему аудио, видео и жизни — здесь.

Sony EF90 — кассета из 1980-х: 29 комментариев

    1. Ну, нынче это уже буквально прошлый век — хотя Кобра та была пиком развития компактных магнитол. Разве что Бумбластер JVC чуть позже хорошо выступил.

      Нравится

                1. Пассик нынче купить не проблема: я как раз недавно менял на своём. Но, к сожалению, на некоторые модели они стоят дороговато — я за свой отдал около 10 евро с доставкой.

                  Нравится

  1. «Становишься рабом вещей» — это и про меня, и цитата из фильма «Профессия следователь», где затронута тема спекуляции кассет и их цены в 82 году. )

    Нравится

    1. Надо всё-таки посмотреть (или пересмотреть?) — вообще не помню такой темы. Хотя про фильм уже кто-то говорил — там Бурков?

      Нравится

      1. Я просто лет 20 назад очень его хотел. 🙂 А сейчас вроде и можно детскую мечту осуществить, но вроде и не надо. На Sony ES (да и на Nakamishi, Onkyo, …) тогда смотрел как сейчас на модели Exoto и Пивторака. Красиво, но дорого…

        Нравится

        1. Да, было время: сам разглядывал году в 1994-95 картинки в Stereo&Video, а купить не мог. А сейчас не надо. Но я всё равно купил как-то по случаю — стоит в стойке и кассетник теперь.

          Нравится 1 человек

  2. О, кассеты!
    Раньше батя покупал преимущественно МК. Остальные, видать, были дефицитом. Уже в середине 1990х купили LG HP90. А потом чистые кассеты стали дефицитом.

    Нравится

  3. А меня вот кассеты интересовали лишь постольку, поскольку надо было «набрать репертуар» для автомобильной магнитолы. А так, по жизни — закоренелый «катушечник».. Был…

    Нравится

    1. Ну, катушки не каждому даны были: и по причине цены приличного магнитофона, и из-за громоздкой и не очень удобной в повседневной жизни ленты. У меня был катушечник, правда простой и довольно старый — до сих пор помню запах старой электроники на лампах. Но кассеты как-то больший след оставили.

      Нравится

      1. А я вот как сразу «подсел» на катушки в школе ещё, так до появления необходимости записать горку кассет для автомагнитолы всерьёз кассеты и не воспринимал… Да, для бюджета было тяжко, даже с учётом повышенной стипендии и систематического иждивенчества. Катушки до сих пор не поднимается рука выкинуть — так и стоят сотни полторы… Да и магнитофоны оба тоже(( И вообще — из имеющейся старой техники 70-80 почти всё целое. Помню, сколько сил, например, ушло на упрашивание (классе в 6-7) купить мне кинокамеру «Кварц 2х8С-3» аж за 290 рублей.. Разве ж я её выкину)) Тут уж до финала самого хозяина, видимо…

        Нравится

        1. Мне катушечник достался когда меломаны массово от них стали избавляться, где-то в середине 1980-х. Вскоре переехал на балкон, может и до сих пор где-то среди хлама стоит.

          Нравится

        2. Мне отец тоже покупал и катушечник и кассетник.Фотоаппарат за 110 рублей «Зенит ЕТ» фотоувеличитель УПА-725-(лежит в гараже до сих пор)).Много ещё чего в 80-х..Просто,вспомнил те счастливые годы,отца…

          Нравится

Оставьте комментарий